Как найти редактора для сайта
Гостевая статья подготовлена Натальей Кирик, руководителем контент студии Wordfactory. Под редакцией — Алексей Андрусенко.
Контент — король.
Это правило незыблемо.
Только вы уверены в силах тех, кто его написал.
Я — не всегда.
Грамотность текстов влияет на ранжирование. Смысловая наполненность, отсутствие воды — на поведенческие факторы.
Страницу вряд ли дочитают, если она содержит ошибки, особенно фактологические.
Так что делать?
В этой статье я расскажу о пользе редактора для сайта, когда он нужен, как нанять и как оценить эффективность его работы.
В чем польза редактора для сайта
Чем качественнее вычитан на соответствие техзаданию, отсутствие воды, переспама, тем выше шанс улучшить ранжирование страницы за счет текста. Как результат, бюджет и сроки выполнения проекта становятся меньше.
При помощи редактора вы можете точно понимать выполнили для вас качественный перевод или гугл транслейт, написала информационный текст или школьное сочинение, которое придется править, возвращать на доработку или выполнять с нуля.
А теперь главные вопросы:
- Вы уверены, что ваш текст грамотный, логичный, качественный, соответствует изначальному ТЗ?
- Достаточно ли хорошо вы знаете язык, чтобы оценить грамотность автора?
- Если вы заказываете контент миллионами знаков, достаточно ли у вас времени для проверки?
- Есть ли у вас редактор?
- Качественно ли он выполняет свою работу?
Какими бывают редакторы?
Это важно знать, чтобы понимать, кого искать, какие требования прописать в должностной инструкции и вакансии, как оценивать и контролировать качество работы.
- Литературный редактор
Человек, который способен оценивать тексты в целом, вылавливать смысловые ошибки и убивать стилистические, работать с фактами и содержанием текстов.
Ищите кандидатов с высшим филологическим образованием, имеющих за плечами опыт литературного редактирования.
- Редактор-корректор
Это — ваш специалист, если основная задача — исправлять грамматические ошибки, опечатки, описки. В этом случае ищите человека с дипломом по редактированию или филолога. Можно взять студента последних курсов, но если вам требуется очень серьезный специалист, идеальным будет человек с опытом корректорской работы в издательстве.
- Пишущий редактор
Он сам пишет тексты и сам за собой находит ошибки. С одной стороны, очень удобно, когда такой специалист есть, с другой, при написании текста у редактора глаз «замыливается» точно так же, как у автора, поэтому вам потребуется еще один редактор.
- Редактор-эксперт в конкретной тематике
Это человек, который может не иметь никакого отношения к филологии, но он отлично разбирается в узкой тематике, которой посвящены ваши тексты, и безжалостно выловит малейшие фактические ошибки. Для такого специалиста важен опыт работы в той сфере, о которой идет речь в текстах: туризм, медицина, разведение бабочек в условиях средней полосы…
- Редактор-организатор
Человек и пароход, который организует копирайтеров, следит за работой над проектами и точно знает, что происходит с каждым из них в любой момент времени. А потом он еще правит тексты, которые пойдут в дело. Если вам нужен такой специалист, ищите редкую птицу: филолога с опытом работы на должности менеджера проектов.
- Условный редактор
Это специалист, который проверяет, всё ли написанное соответствует требованиям из технических заданий: уникальность, тошнотность, ключевые вхождения и т. д. Для этой работы опыт и образование не имеют значения, важны личные качества: ищите по-хорошему занудного человека, флегматика, способного на многие часы погружаться в отнюдь не самую зажигательную в мире работу.
Подойдет кто угодно: студент, пенсионер, сосед, лишь бы человек был способен четко понимать задачи и спокойно, планомерно делать монотонную работу.
- Редактор-учитель
Это специалист, который будет уделять повышенное внимание вашим новым и действующим авторам: объяснять, как нужно работать с текстами, чтобы минимизировать правки, обращать внимание копирайтеров на их типичные ошибки, которые не худо бы исправить навсегда, и т. д.
Кого же нанимать вам?
Корректора, если главное — убедиться в языковой грамотности. Литредактора, если первичен смысл, логика, корректность фактов. Редактор-учитель и редактор-организатор необходимы на этапе создания отдела контента. Условный редактор справится, если он усидчив, внимателен к деталям и будет пользоваться специальными сервисами проверки контента.
Редактор-эксперт нужен для проектов со сложными тематиками: медицина, право, технические темы и т. д.
Маркетинг IT-продукта для интернет-магазинов. Рост конверсии +1000%.
Когда редактора нужно брать в штат?
Только когда у вас достаточно большие объемы работы, чтобы полностью загрузить его. По нашим наблюдениям, такой объем начинается от 1 000 000 знаков в месяц
Больше о том, как заказывать и контролировать качество контента, если ваш заказ измеряется миллионами тысячезнаков здесь.
В других случаях функции редактора можно переложить на:
- менеджеров, руководителей и даже клиентов — вполне работающий способ улучшить тексты, хотя, конечно, без всяких гарантий качества;
- фрилансеров — не самое быстрое и не на 100% гарантированно качественное решение вопроса, но дает возможность найти «своих» редакторов, которые со временем могут перейти в штат;
- контент-студию со штатным редактором — надежный вариант, потому что с текстами будет работать человек, который уже точно находится на своем месте.
Где искать редактора?
Процесс поиска абсолютно аналогичен поиску копирайтера, о чем мы уже писали здесь: https://sendpulse.com/ru/blog/how-to-find-a-copywriter:
- биржи (список бирж по этой же ссылке);
- рекомендации коллег;
- джоб-сайты;
- соцсети;
- контент-студии;
- тематические форумы.
ТОП-5 бирж для поиска авторов и редакторов:
- https://www.fl.ru/projects/
- https://freelance.ua
- https://freelancehunt.com
- https://www.weblancer.net/projects/?category_id=5
- https://www.textsale.ru/index.php?ca=50&next=20
- https://kabanchik.com.ua/
Как понять, хорош ли ваш редактор?
Вопрос довольно скользкий, ведь нужно оценивать работу, в которой вы, по сути, разбираетесь хуже привлеченного специалиста, и есть сразу два риска: подумать плохо о хорошем работнике и слепо довериться не очень хорошему.
Редакторы тоже ошибаются и не могут работать безостановочно. Но всё — в рамках. Если ваш редактор-корректор пропускает более одной негрубой ошибки на две тысячи знаков, это повод серьезно задуматься. Если пропускает одну, но регулярно — тоже повод.
Для литературного редактора и корректора «здоровой» нормой вычитки считается 50 тысяч знаков текста за полный рабочий день. Если редактор успевает меньше, проблема либо в нем, либо в текстах: возможно, ему приходится буквально переписывать за авторами.
Для редакторов, которые должны проводить фактчекинг, проверять уникальность текстов, ключевые вхождения и другие параметры, нормы будут, конечно, существенно ниже.
Если у вас возникли сомнения в качестве работы редактора, развеять или подтвердить их может только другой специалист с соответствующими навыками.
Пригласите стороннего профессионального редактора для перепроверки:
- Попросите его оценить исходные тексты и отредактированные. Узнайте, действительно ли после редактирования стало лучше.
- Обратите внимание на времязатраты.
- Выясните, какого рода правки превалируют в редактуре вашего штатного специалиста, насколько они объективны («По правилам нужно делать так, с такой формулировкой смысл раскрывается полнее» и т. д. или «Мне было видение, что такое слово нужно заменить на сякое и, вообще, играть с буковками — это весело!»).
Как оплачивать работу редактора?
Привлеченные специалисты получают оплату в зависимости от объема текстов.
С постоянными лучше всего показывает себя система работы по фиксированной ставке с бонусами за объемы, обработанные сверх минимальных.
Для нестандартных задач должны быть разработаны свои тарифы — сюда отнесем случаи, когда редактору нужно переписывать тексты за авторами, работать с задачами на стыке редакторских и руководящих, проверять переводные тексты и т. д.
Также должна быть система удержаний на случаи, если в отредактированных текстах обнаружатся грубые ошибки.
А вот ответа на вопрос «Сколько платить?» не существует. Вы можете найти профессионального корректора, который работает в единственной газете небольшого райцентра и претендует на оплату труда в 3000 гривен (около 110 у.е. или 7000 рублей на момент написания статьи). А можете получить резюме кандидатов даже без соответствующего высшего образования с пожеланиями по оплате от 27 000 гривен (1000 у.е. или 70 000 рублей) и выше.
Мы бы очень хотели здесь привести статистику из достоверных источников или подкрепить данные своим исследованием. На деле же мы сами ежедневно получаем десятки резюме кандидатов и никак не можем привыкнуть к тому разбросу пожеланий, которые предъявляют кандидаты независимо от своей квалификации.
Комментарий от Livepage:
- Хороший редактор для работы с русским контентом в штате на ставку: $300–450 (в зависимости от компетенций редактора и сложности задач).
- По англоязычному контенту — в штат $600–800.
На удаленную работу можно предлагать на 20% ниже.
Резюме
- Определите, какие главные задачи будут стоять перед вашим редактором: проверять ошибки, смысл, сформировать штат копирайтеров, управлять контент-отделом, контролировать достоверность фактов, соответствие текста изначальному ТЗ.
- Выделите только 1–2 ключевые задачи, не надейтесь найти все в одном флаконе.
- Оценить редактора может только другой редактор. Искать «другого редактора» очень важно среди профессионалов, занимающих такую же должность, выполняющих такие же задачи. Ни в коем случае не доверяйте оценку редактора «хорошей девочке филологу».
- Если вам нужно редактировать от 1 000 000 знаков в месяц, ищите штатного редактора. Если объём меньше — эффективнее обращаться к фрилансерам, в контент-студии или делегировать редактирование другим сотрудникам вашей компании.
- Установите нормы выработки: для корректора и литредактора — в тысячезнаках, для редактора-организатора — в количестве нанятых и адаптированных сотрудников, для редактора-учителя — в скорости обучения авторов.
- Установите стандарты качества: например, для корректора и литредактора — допустимое количество пропущенных ошибок.
- Оплачивайте работу соответственно выработке: для удаленного редактора — гонорар за тысячезнак, для штатного — по схеме ставка + гонорар за тысячезнак.
Главный совет: просто осознайте, что убедиться в качестве текста можно, только тщательно проверив его. Если у вас нет времени или знаний для качественной проверки, обязательно пользуйтесь услугами редактора.