Как подружить маркетолога и SEO-специалиста: определяем зоны отвественности
Эта статья написана для того, чтобы подружить SEO-специалистов с владельцами, маркетологами, контент-менеджерами и просто с людьми.
За 10 лет работы по продвижению сайтов, услуг, создании собственных проектов, консультации продуктовых компаний в которых я участвовал и участвую в качестве CMO у меня появилось определенное понимание процессов SEO внутри любой компании.
Раньше я занимался исключительно поисковым трафиком, но уже 4 года как перешел в область продуктового маркетинга, учитывая Email-маркетинг, платную рекламу и даже рекламу у блогеров. SEO отошло на второй план. Я понимаю его достаточно, чтобы искать точки роста.
Сейчас я имею все возможности не просто делать маркетинг существующему бизнесу — я могу изменить в какой-то мере продукт или создать маркетинговый остров для привлечения широкой целевой аудитории.
Огромный опыт в SEO и успешное продвижение уже СОТЕН проектов дают реальное понимание, как связать отдел маркетинга и SEO. Я редко вижу креативных специалистов. Они заточены обычно под стандартный подход СТРАНИЦА — ЛИНКИ на НЕЕ — Топ этой страницы.
В этих рамках креативят по-разному. Но это рамки со всеми их недостатками.
Все сложное со временем превращается в простое. Я создал картинку, чтобы показать в каком направлении нужно двигать сайт и какой цикл нужен для регулярного апдейта по трафику.
Первый шаг: делаем SEO
На этом этапе посетителей нет или мало.
В него входит стандартный набор действий:
- Анализ конкурентов
- Создание структуры
- Проверка и настройка технической части
- Создание и оптимизация контента
- Добыча первых ссылок с помощью крауда, бирж и других активностей
Этот этап простой. Часто его достаточно, чтобы увидеть первые результаты. На этом этапе создаются типовые страницы, блог, ответы на вопросы. Что-то вышло в ТОП, что-то нет. Процесс стандартный.
Но можно ведь круче.
Шаг второй: поливаем маркетингом
Это самый интересный этап. Сразу уточню. На этом этапе все ссылки на сайт появятся не в следствии работы SEO-специалиста. Тут у руля отдел маркетинга и контент-маркетинга.
Что это может быть:
- Обучающий бесплатный материал
- Целая школа по типу Академии Хабспота
- Youtube канал: интервью, вебинары, обучающий канал
- Подготовка специальных предложений для целевой аудитории
- Работа с блогерами, коллаборации в YOUTUBE
- Создание бесплатного крутого инструмента (онлайн-сервиса) для целевой аудитории
- Публикация полной или частично бесплатной уникальной базы данных, интересующей целевую аудиторию
- Важный функционал внутри сервиса или бизнеса, который легко распространяется среди клиентов по внутренним каналам (обычно b2b)
- Коллаборации с известностями, блогерами
- Конкурсы и розыгрыши
Задача SEO специалиста в этот период: искать возможности под эту активность организовать поисковый трафик, либо правильно организовать перелинковку на другие потенциально важные конвертящие страницы с высоким поисковым потенциалом. Он может включаться на этапе планирования и вносить определенные корректировки. Но не мешать маркетинговой составляющей.
Шаг третий: Растем
В этот период мы получаем брендовый, реферальный трафик, ссылки с разных источников. Правильная организация ЭТАПА 1 практически гарантировано улучшит вашу видимость в поиске. Проверяйте трафик, смотрите Search Console и позиции. Будет рост. В этот период вы на порядок увеличиваете весь ваш трафик. Обычно уже без откатов назад. В этот период нужно четко отслеживать поведенческие, конверсии, эффективные каналы. Общаться на эту тему с внутренней командой. Маркетологи должны и обязаны показывать SEO-специалистам аналитику. Работать нужно как единая команда. Специалисты по органике не могут и не должны оправдывать рост простым увеличением ссылочного. Этого недостаточно. Нужно анализировать глубже.
Шаг четвертый: делаем SEO
Далее этап 1 эволюционирует. Аудитория увеличилась. Прибыль тоже. Многие материалы вышли в ТОП. Материалы, которые не вышли в ТОП, требуют дополнительной оптимизации. На этом этапе маркетологу нужно подружить SEO-специалиста c дизайнером. Улучшить дизайн и верстку блога или важных страниц, подключить редактора. И далее создавать новые кластера страниц. Линкбилдинг выполняется точечно. В этот период могут тестироваться идеи и механики. Для каких-то важных конкурентных страниц разрабатываться что-то типа PBN. Короче, любые эксперименты и свобода.
Важно! При анализе ссылочного профиля конкурентов нужно искать не только ссылки, которые вы можете поставить сами, ищите ссылки на маркетинговые островки конкурентов и показывайте их маркетологам вашего отдела. Через SEO-тулзы ищите реальный не поисковой маркетинг ваших конкурентов. Общайтесь и помогайте команде с идеями по маркетингу.
Очень часто идеи валяются под ногами. Но никто их попросту не видит.
Цикл можно продолжать бесконечное количество времени.
Задача SEO: поиск.
Задача маркетинга: брендовый трафик и возвраты.
Чем больше аудитории, тем лучше.
Чем больше доля брендового, тем лучше.
Поисковый всегда должен понемногу расти.
Общая задача: дружить и делиться информацией. Маркетолог чуточку лучше понимает принципы SEO, SEO чуточку понимает маркетинг.